Аграрные культы
К числу древнейших слоев римской религии принадлежали также земледельческие и скотоводческие обряды и верования. В отличие от родовых форм культа, преимущественно патрицианских и городских, эти земледельческо-скотоводческие культы были сельскими и плебейскими. Однако резкой грани между теми и другими не было, ибо самое разделение города и деревни было для древнего Рима весьма условным.
Сельскохозяйственные верования занимали, несомненно, видное место в религии римлян. Об этом свидетельствует уже тот факт, что многие из важнейших божеств римского пантеона, получившие впоследствии разнообразные функции, были по своему происхождению связаны именно с земледельческо-скотоводческими культами. Так, например, Марс в классическую эпоху считавшийся богом войны, вначале был божеством-покровителем земледелия и скотоводства, богом войны и оплодотворения. Ему был посвящен первый весенний месяц – март, когда в честь Марса устраивались празднества. Фавн был покровителем скота, богом пастухов, которые устраивали в честь его в конце зимы, 17 февраля, веселый оргиастический праздник – луперкалии. Богиня Венера, позже отождествленная с греческой Афродитой, первоначально была божеством садоводства и виноградарства. Богом виноделия также был Либер, чисто плебейское божество. С земледелием был связан Сатурн, бог посева, чествовавшийся веселыми обрядами сатурналий в декабре, перед первым посевом, а также Церера, покровительница хлебных злаков. Бог рубежей Терминус был в начале охранителем полевых меж и границ; земледельцы справляли его праздник 23 февраля. В сложном образе Юпитера тоже присутствовал элемент земледельческих верований: Юпитер считался покровителем винограда. Были и другие боги, представлявшие собой олицетворение отдельных сельскохозяйственных работ или связанных с ними явлений природы.
Большая часть древнеримских праздников, долго сохранявших свое значение, была связана по происхождению с аграрной и скотоводческой обрядностью. Помимо уже упомянутых сатурналий и луперкалий римляне справляли еще такие праздники как цереалии (апрельский праздник посева в честь Цереры), апрельские и августовские виналии с жертвоприношениями Юпитеру, консуалии - августовский праздник жатвы, февральские терминалии и ряд других праздников.
Самое популярное:
Ислам в России
Ислам в истории России играл и продолжает играть значительную роль. Статистика показывает, что в России ислам является второй по численности религией, 12 млн. мусульман довольно компактно расселены в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Севе ...
Вопрос об историчности Иисуса
Поэтому до сих пор в научной литературе ведется спор: был ли Иисус исторической личностью? Сторонники исторической школы признают это, сторонники мифологической школы отрицают. Среди исследователей-марксистов тоже есть разные мнения по эт ...
Структура исламских организаций в России
Распад СССР содействовал дроблению структуры исламских организаций в России, в первую очередь Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). В каждой суверенной республике появилось свое самостоятельное духовное у ...