Аграрные культы
К числу древнейших слоев римской религии принадлежали также земледельческие и скотоводческие обряды и верования. В отличие от родовых форм культа, преимущественно патрицианских и городских, эти земледельческо-скотоводческие культы были сельскими и плебейскими. Однако резкой грани между теми и другими не было, ибо самое разделение города и деревни было для древнего Рима весьма условным.
Сельскохозяйственные верования занимали, несомненно, видное место в религии римлян. Об этом свидетельствует уже тот факт, что многие из важнейших божеств римского пантеона, получившие впоследствии разнообразные функции, были по своему происхождению связаны именно с земледельческо-скотоводческими культами. Так, например, Марс в классическую эпоху считавшийся богом войны, вначале был божеством-покровителем земледелия и скотоводства, богом войны и оплодотворения. Ему был посвящен первый весенний месяц – март, когда в честь Марса устраивались празднества. Фавн был покровителем скота, богом пастухов, которые устраивали в честь его в конце зимы, 17 февраля, веселый оргиастический праздник – луперкалии. Богиня Венера, позже отождествленная с греческой Афродитой, первоначально была божеством садоводства и виноградарства. Богом виноделия также был Либер, чисто плебейское божество. С земледелием был связан Сатурн, бог посева, чествовавшийся веселыми обрядами сатурналий в декабре, перед первым посевом, а также Церера, покровительница хлебных злаков. Бог рубежей Терминус был в начале охранителем полевых меж и границ; земледельцы справляли его праздник 23 февраля. В сложном образе Юпитера тоже присутствовал элемент земледельческих верований: Юпитер считался покровителем винограда. Были и другие боги, представлявшие собой олицетворение отдельных сельскохозяйственных работ или связанных с ними явлений природы.
Большая часть древнеримских праздников, долго сохранявших свое значение, была связана по происхождению с аграрной и скотоводческой обрядностью. Помимо уже упомянутых сатурналий и луперкалий римляне справляли еще такие праздники как цереалии (апрельский праздник посева в честь Цереры), апрельские и августовские виналии с жертвоприношениями Юпитеру, консуалии - августовский праздник жатвы, февральские терминалии и ряд других праздников.
Самое популярное:
Формы, методы, правила душепопечительства
В современной практике душепопечительства существует очень большое разнообразие различных форм. Все они могут иметь место, если соответствуют главной цели, – помочь человеку приблизиться к Богу на основании библейских принципов. Писание о ...
Атеизм и свободомыслие эпохи возрождения
Эпоха Возрождения с ее антропоцентризмом, опорой на человека и выдвижением его как «меры вещей» на первый план, с неустанными попытками создания свободного от требований средневекового богословия культурного пространства, обмирщением жизн ...
Церковное краеведение
Понятие «Церковное Краеведение» возникло совсем недавно. Оно было сформулировано в статьях и выступлениях архимандрита Иннокентия (А.И.Просвирина), в документе «Основные направления и темы для формирования «Российской краеведческой програ ...