Краткая биографическая справкаСтраница 1
По преданию, преподобный Иоанн Лествичник или Синаит (первое, как автор «Лествицы», а второе – по месту его добрых дел) родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии. Когда ему было шестнадцать лет, он пришел в Синайский монастырь, и его наставником стал авва Мартирий. Через четыре года святой Иоанн был пострижен в иночество и девятнадцать лет провел в послушании своему духовному отцу.
После того как он пришел в монастырь раифский монах Даниил отметил у своем описании «Житии аввы Иоанна»: «Будучи шестнадцати лет телесным возрастом, совершенством же разума тысячелетен, сей блаженный принес себя самого, как некую чистую и самопроизвольную жерству Великому Архиерею, и телом взошел на Синайскую, а душою на небесную гору; с тем, думаю, намерением, чтобы от видимого сего места иметь пользу и лучшее наставление к достижению невидимого. Итак, отсекши бесчестную дерзость отшельничеством, сею обладательницею наших мысленных отроковиц [3] , восприяв же благолепное смиренномудрие, он. При самом вступлении в подвиг, весьма благоразумно отоглан от себя обольстительное самоугодие и самоверие; ибо преклонил свою выю и вверил себя искуснейшему учителю, чтобы, при благонадежном его руководстве, непогрешительно переплывать бурное море страстей. Умертвив себя таким образом, он имел в себе душу, как бы без разума и без воли, совершенно свободную и от естественного свойства; а еще удивительнеето, что, обладая внешнею мудростию, он обучался небесной простоте. Дело преславное! Ибо кичливость философии не совмещается со смирением. Потом по прошествии девятнадцати лет, предпослав к Небесному Царю своего учителя как молитвенника и заступника, и сам он исходит на поприще безмолвия, нося сильныя, на разорение твердынь, оружия - молитвы великого (своего отца); и избрав место удобное к подвигам уединения, в пяти стадиях от храма Господня (место это называется Фола), он провел там сорок лет в неослабных подвигах, всегда пылая горящую ревностию и огнем божественным» [2].
Сохранился рассказ о том, как однажды авва Мартирий, взяв с собой Иоанна, пошел к великому Иоанну Савваиту в пустыню Гуддийскую. Увидев их, старец встал, налил воды, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку, а авве Мартирию ног не умывал. Потом, когда ученик спросил его, почему он так поступил, он отвечал: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену».
Также существует еще одно предание по этому поводу: «Некогда авва Мартирий пришел с аввою Иоанном к Анастасию Великому, и сей, взглянув на них, говорит авве Мартирию: «Скажи, авва Мартирий, откуда этот отрок и кто постриг его?» Тот отвечал: «Он раб твой, отче, и я постриг его». Анастасий говорит ему: «О авва Матририй, кто бы подумал, что ты постриг игумена Синайского?» И святой муж не погрешил: по прошествии сорока лет Иоанн сделан был нашим игуменом» [1].
После смерти аввы Мартирия Иоанн избрал отшельничество и сорок лет жил в пустыне в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. В эти годы к нему постоянно приходили люди за советом и назиданием. Однажды некоторые стали по зависти упрекать его в многословии, которое они объясняли тщеславием, и тогда преподобный наложил на себя обет молчания, чтобы не подавать повода к осуждению. Но через год именно его порицатели первыми превратились в просителей и стали умолять святого не лишать их пользы от поучений.
У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал ему наносить в сад земли для грядок. День был жаркий, инок устал и прилег отдохнуть под тенью большого утеса. В это время преподобный Иоанн Лествичник находился в своей келии и отдыхал после молитв. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?" Преподобный Иоанн тотчас стал молиться за своего ученика. Вечером, когда инок возвратился, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал ."
В возрасте 75 лет преподобный был избран игуменом Синайской обители и управлял ею около четырех лет. В это время по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря, и была написана знаменитая «Лествица». Из нее мы видим, каким глубоким знатоком язв и пороков человеческой души был преподобный Иоанн; главное же, что он знал и наилучший путь к исцелению и избавлению от них — путь покаяния и плача о своих грехах.
Самое популярное:
Христианство: исторический обзор. Христианство в зеркале истории
Любая вера и религия занимает свое место в анналах человеческой истории. В некоторых случаях время оставляет религию нерушимой, но чаще всего оно сметает самые столпы, на которых покоится вера. Одни религии творят историю, тогда как други ...
Психологическое содержание религиозных представлений
В любые эпохи религиозные представления в той или иной мере проникают во все другие формы общественного сознания — в обыденное сознание, искусство, этику, право, философию. Что касается психологической значимости религиозных представлений ...
Шариат - универсальный и вечный закон.
Мы уже кратко изложили Исламский закон, который был вручен Пророком Мухаммадом (мир ему!) человечеству на все грядущие времена. Этот закон не допускает никакой дискриминации между людьми. По Исламу, люди различаются лишь вероисповеданием. ...