Заключение
История их взаимоотношений непроста и насыщена столкновениями.
Переосмысливая духовное наследие недавнего прошлого, обратимся к этому стереотипу. Напомним, что главным признаком религии является вера в сверхъестественное, в чудо и поклонение ему. Последователи религии недаром именуются верующими. Признаётся непознаваемость Бога и рада догм, таких, например, как “Святая Троица”. Впрочем, непознаваемыми провозглашаются и глубинные тайны бытия.
Государство же исходит из признания познаваемости мира и всех его явлений. Её отождествляют со знанием, основанным на достоверных, истинных сведениях о природе, обществе, человеке и его мышлении. Государство низводит все непознанное, сверхъестественное, чудесное к научно обоснованному. С этой позиции чудо – порождение слепой веры. Ученые нередко повторяют высказывание Д. Дидро: “Чем больше верят, тем больше чудес”.
Религиозная вера основана на чувстве, на интуиции, научная деятельность – на рассудочности, на правилах логики: установление достоверных фактов, поиск информации, выяснение действительных, естественных условий и причин очередной загадки природы. Религиозный опыт приобретается молениями и иными культовыми переживаниями.
Религия обращена к субъективной сфере человеческого бытия, осваивает мир и себя через культовые действия, сокровенные религиозные переживания. Верующий обозревает мир природы сквозь призму культа, и в этом видении мир окрашивается мистическим чувством. Более того, этот способ мировосприятия понуждает верующего искать Бога в себе, в своём духовном мире.
Отмеченные различия и противоречия между религией и государством ещё более резки в истории их взаимоотношений. Разумеется, они не конкурировали на поле познания – религия не изучает мир, она объясняет и осваивает его, опираясь на верования. Столкновения между Церковью и государством были обусловлены тем, что открытия последней нарушали ту картину мира, которая сложилась еще с донаучных времен на основе верований и “священных книг”.
[1] Церковь в переходном обществе // Свободная мысль. – 1997. - № 3. – с. 78-93.
[2] Религия в истории и культуре. - М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1998.
[3] Религия и политика в современной России // Независимая газета. – 1998. – 25 янв.
[4] Красиков А. Религии, церкви, государство: Россия на рубеже двух столетий // Рос. Вести. – 1995. – 24 нояб.
[5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 447.
[6] Там же. Т. 22. С. 200-201.
[7] Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 39. С. 73.
[8] Там же. Т. 33. С. 8.
[9] Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М., 2000.
Самое популярное:
Новое религиозное движение
Социологи, исповедующие «объективно-беспристрастый» подход к изучению псевдохристианских движений, считают, что понятия «ересь», «секта» и «культ» безнадежно перегружены эмоциональными и богословскими коннотациями. На протяжении последней ...
Руническая тайнопись
Помимо новых рунических алфавитов, жрецы и маги Северо-Запада разработали, со временем, и новые приемы рунического письма. Таких систем, применявшихся в качестве тайнописи, в магических целях или просто для сокращения пространства, занима ...
Образ коня в фольклоре
Конь, кобыла, лошадь — в народной традиции одно из наиболее мифологизированных животных, воплощение связи с миром сверхъестественного, «тем светом», атрибут мифологических персонажей. Связан одновременно с культом плодородия (солнца и т.п ...