Символизм в религиозных учениях
В Евангелиях Иисус Христос провозглашает, что Он говорит притчами, то есть образами, сравнениями, чтобы его речь воспринималась больше сердцем, чем разумом. Этот метод выражения широко распространен на Востоке. В частности, часто прибегает к нему буддизм. То, что выигрывается в легкости понимания людьми различных слоев, может быть потеряно из-за неточности послания. Символический язык поэтому лучше приспособлен к религиям, которые оставляют определенное место для индивидуальной свободы толкования.
Естественно, для символов, как мы увидим далее, используют наиболее знакомые понятия, чтобы легче вызывать образы: вода и свет, глаз и рука, и т.п.
Однако использование символов иногда становится своего рода интеллектуальной игрой. Вместо того чтобы символы позволяли представить непознаваемое (что и является их основной функцией), некоторые придают им скрытый смысл до такой степени, что можно толковать символически почти все.
В наши дни эта тяга к символическому чтению, по-видимому, вышла из моды, но она, несмотря ни на что, коренится в самой глубине нашей души и выражается в других формах. Для многих из нас слова сами по себе имеют силу, и мы часто придаем им больше важности, чем той реальности, которую они охватывают. Слова, таким образом, становятся разновидностью магического заклинания, которое стремится повлиять на реальность.
И в плане религии тоже не удается избежать подобного круговорота слов. Несмотря на усилия богословов сделать уточнения, насколько позволял их словарь, верующие терзали друг друга в течении веков из-за абстрактных понятий, от понимания которых они были очень далеки. Можно ли быть уверенным, что древние распри между католиками и протестантами о понятиях «благодать» и «свободная воля» не носят такой же характер?
Несколько приведенных ниже примеров позволят оценить место символов в выражении религиозных тайн.
Самое популярное:
Как понимается посмертная судьба человека в буддизме? Что такое нирвана? Как
понимается «личность», «душа», «я» в буддизме в отличие от христианства?
В Буддизме одно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как скопление «изменчивых» форм. Согласно высказываниям Будды, личность состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, ...
Семейно-родовые культы
Семейно-родовые культы довольно прочно держались на Кавказе вследствие застойности патриархально-родового уклада. В большинстве случаев они приняли вид почитания домашнего очага — материального символа семейной общности. Оно было особенно ...
Ислам в Казахском ханстве
XVI—XVII века — особый период в истории Казахстана: время укрепления казахской государственности, активных политических, торговых и культурных отношений казахов с соседними странами и народами. Распространение ислама в этот период рассмат ...