Взгляды на сотворение мира в мифах различных культурСтраница 1
Изучая мифы различных культур нельзя не заметить, что описание осевого момента сотворения мира зависит от места обитания, рода занятий и уровня развития цивилизации общества в котором и зародились рассматриваемые мифы.
В мифах индейцев Северной Америки есть свое толкование сотворения мира. Самым главным в жизни индейцев всегда была охота, именно охота позволяла племени выжить, поэтому и в представлениях о сотворении мира главную роль играет животное. Индейцы верили что сначала в огромном океане плавал гигантский заяц Мичабо. Однажды он нырнул глубоко в океан и достиг дна. Заяц взял всего одну песчинку и поднял ее на поверхность, однако внезапно количество песчинок стало увеличиваться, пока постепенно образовалась суша. Однажды, пока заяц спал, огромная паучиха сплела у него на ушах паутину. Бог (заяц) разглядел тонкий узор и решил создать для людей сети для ловли рыб. Заяц не только создал мир, но и помог людям в его освоении, он почти всегда жил с ними радом (хотя и уходил на зиму) и научил людей всему самому необходимому.
В племени индуитов верили что свет появился благодаря ворону, который взмыл высоко в небо, достал немного солнечного света и принес своим друзьям (из племени).
В Египте люди в значительной степени зависели от солнца (поскольку земледелие имело решающее значение для выживания), потому сложная иерархическая система богов была построена вокруг бог солнца – Ра. Поэтому же так много различных вариантов рождения Ра. В египетских мифах говорится что сначала в мире была сплошная тьма, из которой позднее появился океан, а затем бог Ра, который и создал все остальное. По различным версиям бог Ра родился из цветка лотоса; прилетел в виде сокола и опустился на маленький островок; появился из гусиного яйца; а так же появился с востока в образе жука скоробея, катящего перед собой навозный шарик (символизирующий солнце).
В более северных районах Земли жизнь требовала постоянной борьбы со стихиями и холодом. Так в верованиях скандинавов упоминается Царство Туманов (Нифльхейм), в котором бил огромный родник. Под действием холодов вода постепенно застывала и росли гигантские глыбы льда. Когда лед достиг южного Царства Огня (Муспельхейм), искра вдохнула в него жизнь, и появились первые живые существа – великаны Гримтурсен и корова Аудумбла, из вымени которой текли четыре молочных реки. Позднее появилось другое поколение гигантов, которое победило первых великанов и утопило первоначальный мир в крови, создав из его обломков новый.
Известия летописей, находки археологов, записи старинных поверий и обычаев позволяют буквально по крупицам воссоздать сложную и оригинальную религиозную систему восточных славян.
Представления славян-язычников о земном устроении были очень сложны и запутаны. Посредине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «Желтка» – наш живой мир, мир людей. Нижняя «исподняя» сторона – Нижний Мир, Мир Мертвых, Ночная Страна. Когда там день, у нас царит ночь. Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окружившее Землю. Или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать в этот колодец двенадцать дней и ночей. Вокруг Земли, подобно яичным желткам и скорлупе, расположены девять небес (девять – трижды три – священное число у самых разных народов). Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет свое собственное предназначение: одно – для Солнца и звезд, другое – для Месяца, еще одно – для туч и ветров. Седьмое по счету наши предки считали «твердью», прозрачным дном небесного Океана. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей. Вспомним, как говорят о сильном ливне: разверзлись хляби небесные! Ведь «хлябь» – это морская бездна, водный простор. Мы все еще многое помним, только не знаем, откуда эта память и к чему она относится. Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес. По мысли древних славян, Мировое Древо похоже на огромный раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют семена всех деревьев и трав. А там, где вершина Мирового Древа поднимается над седьмым небом, в «хлябях небесных» есть остров. Остров этот называли «ирием» или «вирием». Некоторые ученые полагают, что от него происходит теперешнее слово «рай», так прочно связанное в нашей жизни с христианством. А еще ирий называли островом Буяном. Этот остров известен нам по многочисленным сказкам. И на том острове живут прародители всех птиц и зверей: «старший волк», «старший олень» и т.д. Славяне полагали, что именно на небесный остров улетают осенью перелетные птицы. Туда же возносятся души зверей, добытых охотниками, и держат ответ перед «старшими» – рассказывают, как поступили с ними люди. Соответственно, охотник должен был благодарить зверя, позволившего взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним. Тогда «старшие» скоро отпустят зверя назад на Землю, позволят снова родиться, чтобы не переводились рыба и дичь. Если же человек провинился – не оберется беды… (Как мы видим, язычники отнюдь не считали себя «царями» природы, которым позволено ее грабить как угодно. Они жили в природе и вместе с природой и понимали, что у каждого живого существа не меньше права на жизнь, чем у человека
Самое популярное:
Что значит Бог для человека?
Бог – это солнце, которое светит на всех, но мы можем прятаться от Него, закрывать свои глаза, чтобы не видеть Его. Бог не может спасти нас без нас! Не всё то, что мы просим у Бога, может быть нам полезно. Поэтому нам следует только благо ...
Ранние сохранившиеся рукописи Корана. Начальное
развитие текста
Сохранилось немало ранних рукописей Корана (созданных приблизительно через сто пятьдесят лет после смерти Мухаммада), но ни одну из них нельзя считать законченной по форме. Некоторое число списков дошло до нас в неповрежденном виде, но ес ...
Классовое и общечеловеческое в сущности
государства. Понятие государства
Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и социального назначения – служебной роли и исторической цели.
Марксизм научно обосновал, что пол ...