Славянская мифологияСтраница 2
Во-первых, душа могла остаться на земле. Она могла превратится в огонь или ветер. По народным приметам, если жена тоскует по мужу, он может придти к ней в образе огненного змея. Так же душа могла превращаться в растения. Незамужние дочери превращались в тополь, а если мать прокляла дочь, после смерти она превратится в крапиву. Древние славяне считали, что душа умершего может жить в деревьях, наводило на эту мысль и тот факт, что при трении древесных досок возникал огонь, который ассоциировался с душой. Кроме растений, они отожествляли душу с насекомыми, птицами, животными. В качестве примера можно привести древний обычай, который был на Юге России. После похоронного обряда, старухи, оставались на всю ночь сторожить улицу, на которой жил умерший, они ставили чашку с питьём и ждали когда прилетит муха и напьется из этой чашки. Муха, они считали, и есть душа покойника. А в средней полосе России до сих пор верят, что птица, залетевшая зимой в дом – это душа умершего родственника, которая озябла и хочет согреться. Низшие духи, которые дошли до нас из сказок тоже представлялись как души покойников. Так, к примеру, Домовой – это умерший родоначальник, причем он обладает таким качеством как домовитостью. Он бережет хозяйское добро, следит за порядком в доме. Считалось, что в каждом доме свой домовой. Если домовой свой он добр, помогает живым людям, чужой же домовой будет нести только зло, против него существовали заклинания, которые его изгоняли и оберегали дом. Другой персонаж – кикимора. Это душа умершего некрещеного или проклятого родителями ребенка, живущая рядом с человеком, в его доме, в частности за печкой. По ночам, когда все спят, кикиморы выходят из свои убежищ и прядут пряжу. Русалка – душа умершей девушки утопленницы или удавленницы, или той, которая сама лишила себя жизни.
Во-вторых, местопребывание души в какой-то неведомой стране, а именно где-то в воздушной сфере, поскольку души представлялись звездой, огнем, ветром, облаком. То, что души, после смерти человека обитали в небе, на котором находилась страна отцов говорит придание о том, что души должны взбираться на какую-то высокую гору. Древние славяне обрезанные ноги не выкидывали, а хранили, считая, что на том свете они ему пригодятся взбираться на крутую гору и с помощью ногтей можно взобраться быстрее. Воздушная сфера представлялась древним славянам на западе, поскольку, наблюдая за солнцем люди видели, что оно встает на восходе, а заходит на западе, так и жизнь человека зашла в какую-то неведомую стану. Между тем, нужно сказать, что эта страна представлялась по-разному. В первой половине десятого века она носила образ рая. Об этом повествуют нам арабские писатели. Так, Ибн-Фоцлан, говоря о обряде кремации писал, что славяне объясняли кремацию, как облегчение покойнику попадания в рай через дым огня. Причем рай представлялся прекрасным и зеленым садом, где вечно тепло, зеленеет трава и деревья. Далее, на заре христианства название места меняется и приобретает другое название – “Нав” и “пекло”. Этими словами древние славяне обозначали страну мертвых, которая покрыта мраком, сурова и холодна. Эта страна отделялась от мира живых воздушным пространством.
В-третьих, это пребывание души в могиле, рядом с телом усопшего. Это подтверждает обычай погребать усопшего в земле. Причем обряд погребения существовал параллельно с обрядом кремации. Арабский писатель Ибн-Доста писал, что когда на Руси умирал кто-то знатный, ему выкапывали большую могилу в виде дома, клали туда умершего вместе с его драгоценностями, еду, сосуды с питьём и другие ценности, которые принадлежали покойнику при жизни. Дальше – больше. Родственники умершего клали туда любимую и живую жену усопшего и оставляли её в заключении. Этот обряд говорит о том, что славяне верили о возможности жизни души в могиле, рядом с телом, иначе, зачем бы нужно было строить такое большое жилище, запирать туда жену и класть туда различную утварь для существования. Существовало представление о том, что души в загробном мире могут встречаться так же, как и живые друг с другом. Еще одно доказательство, которое говорит о жизни души в могиле говорит поверие, что душа представлялась славянам живущей в гробу.
Самое популярное:
Конспект сочинения П. А. Флоренского «Записка о христианстве и культуре»
Недавнее время характеризуется наибольшим отдалением от высших духовных интересов и целостной духовной культуры, но в то же время пробуждающаяся потребность в таковых. В эту сторону культурный мир продвигался многие столетия, направляя ус ...
Первобытная община и тотемизм
На протяжении всего доледникового периода люди жили небольшими группами из десяти — двенадцати членов. Современные социологи назвали эти группы первобытной ордой и затем выделили две основные стадии ее существования — состояние дикости ...
Церковь единения
Интересно происхождение чисто корейского культа, известного под названием Церкви единения (или соединения). Ее основателем является кореец Сан Мьюнг Мун, который, хотя формально не объявляет себя последним мессией, но всячески показывает, ...