Отображение архаических ритуалов в фольклореСтраница 2
Кларисса Пинкола Эстес в своей книге «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях» рассматривает сказки, как средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную душевную пружину. Она считает, что сказки способны спонтанно поднять на поверхность любой архетип, рассматриваемый ею в этой книге – архетип Дикой Женщины. Она считает, что языческие символы в сказках во многом утрачены, на них наложены христианские, сковывающие истинную женскую сущность, знаки. Именно таким способом были утрачены многие назидательные сказки, призванные рассказывать женщинам о половой жизни, о любви, деньгах, замужестве, деторождении, смерти, преображении. В большинстве издаваемых ныне старых собраний волшебных сказок и мифов выкорчевана вся скатология, все сексуальное, все дохристианское, женское…
Эстес считает, что сказки приводят в движение внутреннюю жизнь, и это особенно важно, когда внутренняя жизнь запугана, стеснена или загнана в угол. Она сравнивает женщину с волчицей, т. к они отличаются острой чувствительностью, игривостью нрава и глубокой преданностью, но и те, и другие всегда подвергались травле, притеснениям и лживым обвинениям в ненасытности, неискренности и чрезмерной агрессивности; считалось, что они менее достойны, чем их гонители. Они превратились в объекты охоты для тех, кто мечтает очистить не только лесные чащи, но и дикие уголки души – истребить инстинктивное так, чтобы от него не осталось и следа. С возникающими у женщин проблемами души нельзя разобраться, вписав их, женщин, в некую приемлемую для бессознательной культуры форму; нельзя их втиснуть и в интеллектуальные представления тех, кто претендует на звание единственных наделенных сознанием существ. Целью же, напротив, должна стать помощь в восстановлении очаровательного и естественного психического облика женщины. И источниками понимания становятся сказки, мифы, легенды, сказания. Только они могут обострить зрение Женщины до такой степени, что она сможет увидеть след, оставленный первозданной природой и направиться по нему. И путь этот не исчез, он по-прежнему ведет женщину ее дальше и глубже – к самопостижению.
Сказки вроде «Синей Бороды» помогают догадаться, что делать с женскими ранами. Сказка «Костяная женщина» раскрывает мистическую власть любовного союза. Такие сказки, как «La Loba», учат преображающей работе души. Сказка «Безрукая девица» восстанавливает утраченные стадии старых ритуалов посвящения, пришедших из древних времен, а значит, дает вневременное, постоянное руководство на весь срок жизни женщины.
Все эти сказки,- по мнению автора,- несут в себе острие интуиции, пламя страстной жизни, стремление говорить то, что знаешь, смелость, не отводя взгляда выносить то, что видишь, аромат дикой души.
На примере вышерассмотренных произведений, видно как архаические ритуалы отображены в фольклоре, как фольклор рассматривается в новом ключе и архаические обряды, в сказках, приобретают совершенно новый смысл в контексте актуальных на сегодняшний день проблем. К сожалению, в своей работе я привела минимально возможное количество примеров из выбранных мною произведений, но я постаралась отобразить основные моменты и кратко изложить их.
Способы изучения сказок у упоминаемых мною авторов абсолютно различны, но я думаю, что взгляд на сказки Эстес интересен не менее, чем традиционный структуралистский подход Проппа, являющийся базовым в этой области исследований.
Самое популярное:
Борьба двух начал в египетских мифах
Для мышления древних египтян характерен дуализм в понимании мира, сводящем целое к единству и борьбе двух начал, которые отражаются и в двойственном характере царской власти, и в противопоставлении черной земли и белого песка пустыни, Вер ...
Сущность и функции
религии
Кант как-то заметил, что “моральный закон открывает мне жизнь, независимую от живой природы и даже всего чувственно воспринимаемого мира ". Похоже, подобные представления были присущи людям с древнейших времён, когда правила, нормы о ...
Вера в пророков Божьих
В главе "Пророчество" мы уже говорили о том, что пророки ниспосылались всем народам и что они все проповедовали ту же самую религию - Ислам, - что и Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах!). В этом отношении все пророки равны ...