Источники
Поэтому и источники изучения религии полинезийцев иные, ото по преимуществу старые описания, относящиеся к концу XVIII и первой половине XIX в.: материалы экспедиций Л. А. Бугенвиля, Дж. Кука, Ж. Ф. Лаперуза, Ю. Ф. Лисянского, И. Ф. Крузенштерна, О. Е. Коцебу, Ж. Дюмон-Дюрвиля и др., сведения некоторых европейцев, которые, вольно или невольно, подолгу жили среди островитян (особенно интересны сообщения Уильяма Маринера по островам Тонга, Джорджа Грея — по Новой Зеландии, а также наблюдения миссионеров Эллиса, Орсмонда, Стэра и др.). Чисто научные исследования специалистов появились позже, к концу XIX в., когда уже многие местные верования были забыты. Из этих исследований наиболее ценны те, которые принадлежат либо местным уроженцам, отчасти самим же полинезийцам (среди них уже начала выделяться немногочисленная интеллигенция), либо людям, сроднившимся с Океанией: это Абрагам Форнандер (Гавайи), Перси-Смит, Э. Треджир, Эльсдон Бест (Новая Зеландия), Те Ранги Хироа, он же Питер Бак (вся Полинезия), и др. Что же представляет собой старая полинезийская религия, как она складывалась, в чем ее существенные отличия от религии меланезийцев?
Резкое социальное расслоение полинезийцев отразилось прежде всего в очень отчетливой сакрализации власти вождей: вожди сами стали объектами религиозного культа. Культ вождей, представление о вождях как о священных особах — это первая характерная черта полинезийской религии. Отношение к живым вождям как к полубожествам, священным особам проявлялось особенно в различных обычаях и запретах.
На некоторых островах сакрализация власти вождей выразилась также в том, что вождь совмещал в своей персоне и функции жреца. Так, у маори (Новая Зеландия) вожди — арики одновременно были исполнителями самых священных обрядов. У тонганцев верховные вожди — туи-тонга — некогда располагали реальной и очень большой властью (судя по преданиям и по археологическим памятникам — остаткам величественных сооружений); впоследствии, главным образом в XVIII в., они утеряли эту власть, перешедшую к военным вождям, но сохранили свое священное достоинство и вплоть до отмены самого звания туи-тонга (начало XIX в.) были предметом религиозного почитания.
На некоторых островах Полинезии дух умершего вождя становился предметом настоящего культа, его считали божеством, хотя и второстепенным. Так было на Новой Зеландии, на Тонга. Места погребения вождей обычно становились святилищами.
Самое популярное:
Такие чувства вполне естественны
В первые несколько недель после родов некоторые молодые матери испытывают уныние и впадают в апатию. Чувство подавленности может охватить даже тех женщин, которые были рады рождению малыша. Такие перепады настроения вполне естественны. Ве ...
Посланник Аллаха
Маулид – день рождения пророка Мухаммада – отмечается 12 числа месяца раби ал-аввай по лунному календарю. Это произошло в " год слона ", т.е. в 570 г. Маулид совпадает с днем смерти Мухаммада. Символичное совпадение дат рождения ...
Ретроспективные библиографические указатели
Начиная с начала 90-х годов в библиографии литературы по религии и атеизму религиозное, религиоведческое направление становится преобладающим. В основном опубликованы прикнижные списки по христианству, буддизму, исламу и т.д. Все эти прик ...