Источники
Поэтому и источники изучения религии полинезийцев иные, ото по преимуществу старые описания, относящиеся к концу XVIII и первой половине XIX в.: материалы экспедиций Л. А. Бугенвиля, Дж. Кука, Ж. Ф. Лаперуза, Ю. Ф. Лисянского, И. Ф. Крузенштерна, О. Е. Коцебу, Ж. Дюмон-Дюрвиля и др., сведения некоторых европейцев, которые, вольно или невольно, подолгу жили среди островитян (особенно интересны сообщения Уильяма Маринера по островам Тонга, Джорджа Грея — по Новой Зеландии, а также наблюдения миссионеров Эллиса, Орсмонда, Стэра и др.). Чисто научные исследования специалистов появились позже, к концу XIX в., когда уже многие местные верования были забыты. Из этих исследований наиболее ценны те, которые принадлежат либо местным уроженцам, отчасти самим же полинезийцам (среди них уже начала выделяться немногочисленная интеллигенция), либо людям, сроднившимся с Океанией: это Абрагам Форнандер (Гавайи), Перси-Смит, Э. Треджир, Эльсдон Бест (Новая Зеландия), Те Ранги Хироа, он же Питер Бак (вся Полинезия), и др. Что же представляет собой старая полинезийская религия, как она складывалась, в чем ее существенные отличия от религии меланезийцев?
Резкое социальное расслоение полинезийцев отразилось прежде всего в очень отчетливой сакрализации власти вождей: вожди сами стали объектами религиозного культа. Культ вождей, представление о вождях как о священных особах — это первая характерная черта полинезийской религии. Отношение к живым вождям как к полубожествам, священным особам проявлялось особенно в различных обычаях и запретах.
На некоторых островах сакрализация власти вождей выразилась также в том, что вождь совмещал в своей персоне и функции жреца. Так, у маори (Новая Зеландия) вожди — арики одновременно были исполнителями самых священных обрядов. У тонганцев верховные вожди — туи-тонга — некогда располагали реальной и очень большой властью (судя по преданиям и по археологическим памятникам — остаткам величественных сооружений); впоследствии, главным образом в XVIII в., они утеряли эту власть, перешедшую к военным вождям, но сохранили свое священное достоинство и вплоть до отмены самого звания туи-тонга (начало XIX в.) были предметом религиозного почитания.
На некоторых островах Полинезии дух умершего вождя становился предметом настоящего культа, его считали божеством, хотя и второстепенным. Так было на Новой Зеландии, на Тонга. Места погребения вождей обычно становились святилищами.
Самое популярное:
Религия древних кельтов
Доходя подчас до мистицизма, религия прочно держала сознание всех верующих и делала их гибким материалом в руках правящих слоёв. Она дала ростки во всевозможные культы, обряды, обычаи, традиции, мифы и эпос.
Основные положения о боге мож ...
Психологические основания религиозного сознания
Психологические основания религиозного сознания составляют процессы, механизмы, состояния индивидуальной и общественной психологии. Они играют важную роль, поскольку являются методами отраженной субъективности и организацией определенного ...
Мана
Магическая практика связана у меланезийцев с верой в таинственную безличную силу мана. Это широко распространенное у народов Океании понятие с некоторых пор стало хорошо известно ученым всех стран, и о нем существует целая литература.
Вп ...